На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темы дня

126 033 подписчика

Свежие комментарии

  • Андрей
    А разве уже не сбываются планы Гитлера по мировому господству? Да о том, что сегодня почти вся Европа, исключая Росси..."Германия снова б...
  • Anodtat
    Ну вы блин даёте: у господина товарища Батта отнимаете цель его жизни, стать прислужником при царях, иностранцах.Те ...«Сто лет ненавист...
  • Владимир Фердман
    А откуда они отпочковались, кто их ввел в среду олигархов?Нажила себе милли...

"Русский смартфон": прошел год и...

Тут товарищ Керби заявил, что русский Йотафон может завоевать мир.

Приятно слышать такое, чёрт побери.

Однако истина — дороже.

Я должен заранее попросить прощения у уважаемых читателей «Однако» за то, что в этот раз не смогу поразить их изяществом в подборе слов и выражений — предмет нашего разговора полностью определяет стилистику.

Я просто не могу позволить себе совершенно необходимых в таких случаях выражений на ресурсе «Однако». Но я хочу, чтобы вы знали: в тот момент, когда я пишу эти простые и невыразительные слова, где-то глубоко внутри меня мой внутренний голос сыплет страшные проклятия голосом актёра Папанова.

Я человек патриотичный — раз, и очень люблю всякие гаджеты — два. А ещё — я очень люблю читать. Поэтому мой интерес к Йотафону возник совершенно естественно до неизбежности. Во-первых, это российский продукт, во-вторых — продукт высоких технологий, в третьих, у него анонсирован второй экран на электронных чернилах, что позволяет много, много, очень много, чертовски много читать.

Словом, не смартфон, а просто мечта российского патриота-библиофила.

Сам я узнал про существование этого проекта так же, как вся остальная страна — от нашего главного модернизатора и инноватора Дмитрия Анатольевича. Весь Рунет скептически поджал губы, но не я. Я отнеся к ситуации романтично. Я ждал. Я верил.

Ну, что опоздали на пару лет с разработкой — ладно. Бывает. Я всё прощу.

И вот момент нашей с Йотафоном встречи настал. Это не важно, что у меня к моменту его выхода уже была на кармане новенькая Sony Xperia Z — я всё равно купил бы его. Потому что он же свой! Он русский! Он с чернильным экраном!

…И вот прошла традиционная презентация, во время которой мужик в образе Стива Джобса ходил по сцене и рассказывал про девайс.

Я ничего не слышал и не понимал. Я просто влюблёнными глазами смотрел на экран — там был ПЕРВЫЙ! РОССИЙСКИЙ! СМАРТФОН! Наш ответ Эпплу. Наше всё. Наша мама Кузьмы.

А вот когда я зашёл на сайт производителя и ознакомился с характеристиками модели, внешним видом и т.д. — начались вопросы.

Потребитель во мне начал диалог с воображаемым дизайнером телефона. И диалог этот был странным.

Потребитель: Ну, дайте же мне, дайте скорее этот прекрасный, роскошный телефон!

Дизайнер: Ну, подождите. Зачем он вам? Что в нём хорошего-то нашли? Кирпич кирпичом — половина Китая с такими ходит.

Потребитель: Но у него есть второй экран на электронных чернилах! Это же прекрасно!

Дизайнер: Ну, экраны-то, откровенного говоря, маловаты уже по нынешним временам. Сейчас надо пятидюймовые выпускать. Кроме того, разрешение уже не современное. И рамки вокруг экрана толстоваты. Вы точно хотите купить наш продукт?

Потребитель: Да! Да! Хочу! У него же есть этот экономичный второй экран!

Дизайнер: Ну, экономность вам не очень поможет — мы вставили в аппарат очень маленький аккумулятор. Крохотный просто.

Потребитель: Всё равно хочу!

Дизайнер: Начинка уже не современная. Процессор — предыдущего поколения.

Потребитель: Хочу!

Дизайнер: Второй экран — не сенсорный! Он управляется полосой прокрутки под экраном, которая жрёт место и работает через пень-колоду. Кстати, мы и из-под первого кнопки управления убрали и поставили там точно такую же панель, чтобы вам труднее было с ним управляться. Специально, да.

Потребитель: Мне всё равно! Пусть у этого телефона много недостатков, но зато у него есть второй экран на электронных чернилах. Продайте мне его, пожалуйста.

Дизайнер (тяжело вздыхая): Мы предусмотрели и это. Мы подозревали, что будут люди, которые захотят купить этот аппарат несмотря ни на что — из-за его второго экрана. Поэтому мы пошли на дизайнерскую инновацию — мы сделали экран загнутым.

Потребитель: Что?

Дизайнер (злорадно): Что слышали. Загнутый экран. Чтобы неудобно было смотреть.

Потребитель: Но ЗАЧЕМ? КАК? Кому в голову это пришло? Какой смысл?

Дизайнер (зловеще хохоча): А это такая фишка! Что — не ожидал? Ах-ха-ха-ха-ха!!!

Потребитель (со слезами на глазах загибая пальцы): Разрешение, процессор, аккумулятор, эргономика, дизайн… и кривой экран. Но тогда же его никто не купит!

Дизайнер: Именно! Это же ведь нереформируемая Россия, где ничего создать по определению нельзя! С архаичным народом, который не способен к инновациям!

Потребитель: Но в чём смысл?

Дизайнер: На государственные деньги создан нерентабельный продукт, который разорит компанию. Но на эти государственные деньги были закуплены полезные патенты, проведены настоящие разработки настоящими дорогостоящими специалистами. Осталось просто продать разорившуюся компанию со всеми патентами и НИОКРами в хорошие Невидимые Руки, которые отблагодарят честь по чести. Не государству же прибыль приносить? Так что по-нашему всё вышло просто отлично. А настоящий йотафон обязательно ещё будет, и вы его купите. Просто он выйдет под маркой HTC, Samsung или Sony.

…О том, насколько этот диалог соответствует действительности — судить уважаемым читателям. А я за что купил — за то и продаю. Я за внутренние голоса — не ответчик.

Роман Носиков

 

Этот аппарат Сергей Чемезов обещал показать еще в первой половине 2011 года, реальный срок выхода модели - третий квартал 2013 года, а показали его в декабре 2012 года. И тут самое время вспомнить все горячие обсуждения двухлетней давности, достать шашку и начать ей размахивать. Возможно, что такой подход даже имеет право на жизнь, ведь столько раз нас обманывали и множество раз обещали то, что не было реализовано в жизни. Кредит доверия к заявлениям чиновников не просто низок, он почти отсутствует. И это исключительно их заслуга, винить в этом кого-то еще невозможно.

Поэтому могу сказать, что у проекта Yota Phone крайне непростая судьба, он несколько раз был на грани закрытия. Но, несмотря на все сопутствующие проблемы, телефон все-таки состоялся, и нам удалось познакомиться с ним в офисе PR-агентства Yota Devices, куда приехали первые образцы и весь менеджмент компании. Этот текст - не обзор, да такой и невозможно написать сейчас, это ранние прототипы. Это взгляд на то, что российская компания смогла создать, какие планы имеет на будущее и почему этот проект очень важен для всех нас. Попытаемся вместе разобраться в каждом из вопросов, они очень важны для понимания этого продукта и того, что он означает для российского рынка, а также других компаний.

Патенты, eInk и российский дизайн телефона

Мы живем во времена всемирной кооперации, когда производители комплектующих разбросаны по всему миру, а конечные продукты - это совокупность стандартных блоков, которые заключаются в некий дизайн, отличаются использованными материалами и программным обеспечением. Слово «российский телефон» звучит уже не первый год потому, что многие видят в этом залог успеха и бесплатный PR. Но всегда такие продукты состояли из стандартных кирпичиков, дизайна, который делала китайская фабрика и он не был уникален даже для одной страны, а также стандартного программного обеспечения. Максимум локализации - это русская инструкция, фоновые рисунки и пара мелодий. На этом изыски тех, кто создавал «российский телефон», как правило, заканчивались. В стране отсутствуют люди, которые имеют опыт создания таких устройств, да им и неоткуда взяться, ведь умения напрямую зависят от опыта. В России набраться опыта негде, так как не существует подобных производств, и вчерашние студенты не могут изучать эти вопросы на практике. Например, в МТС представляя первый «российский смартфон» с ГЛОНАСС, не скрывали, что его изготовила компания ZTE. Ровно такая же модель от ZTE стоила в два раза меньше, отличалась только отсутствием ГЛОНАСС. И это была бюджетная модель. Никаких ноу-хау в этом аппарате не содержалось, и было откровенно стыдно за то, что к этому продукту пытаются прилепить ярлык «российский», ведь это слово приобретало оттенок того, что товар некачественный. Производители бытовой техники, имеющие российские корни и разрабатывающие самостоятельно дизайн, даже стали придумывать легенды о том, что они родом из Великобритании, Германии или еще откуда-то. У людей слово «российский» прочно ассоциируется с чем-то не слишком качественным. У нас нет историй успеха в производстве техники для массового рынка, и это наша беда.

В любой индустрии нужны свои герои, которые прокладывают путь всем остальным и показывают, что можно добиться успеха там, где ранее ничего не было. Приведу банальный, бытовой пример. По дороге на родину Есенина на шоссе есть торговые ряды, они тянутся вдоль трассы на несколько сот метров. Продают глиняных ангелочков, украшения для садовых участков, каких-то гномов и что-то подобное. Лет пять назад здесь было два стола с таким товаром. Успешность пионеров этого бизнеса подстегнула местное население заняться этим, как результат, обилие такого товара заставляет остановиться, и многие невольно покупают полную ерунду, которая потом пылится где-то около дома или даже в багажнике машины. Из ничего местные жители создали рыночную нишу и теперь конкурируют между собой. Это бытовой пример того, как важен успех в конкретной области.

Телефон Yota начали разрабатывать еще в начале 2010 года, тогда появились первые идеи. Почти за три года дошли до состояния «живых», работающих прототипов. И это огромный срок для такого конкурентного рынка, ошеломляюще долгий срок. За него сменяется несколько поколений устройств, и ни один производитель не может позволить себе такого. На этом моменте можно ставить крест на проекте и говорить, что так никто и нигде не делает. И в этом есть часть правды. Но другая часть правды заключается в том, что никто из российских компаний пока не доходил до реализации своих проектов в виде работающих прототипов! В Yota впервые создали прецедент, и уже за это им можно поставить жирный плюс. Признаюсь, что в 2010 году, после того, как господин Чемезов демонстрировал устройство президенту, я сомневался, что оно появится во плоти. Но я ошибался, пусть поздно, но оно появилось.

В чем заключается заслуга Yota Devices (отдельная от Скартел компания, которая отделилась от нее не так давно, первоначально разработки начались в Скартел). Во-первых, в компании придумали оригинальную идею, которую довели до стадии реализации. Многие отчего-то считают, что «гениальная» идея - уже достаточный фактор успеха. Существует масса российских «изобретателей», которых можно назвать фантазерами – они фонтанируют идеями, придумывают чудесные устройства. Но за их спиной нет ни одного реализованного на практике проекта. Поэтому их фантазии красочны, привлекательны, но совершенно бессмысленны.

Во-вторых, в Yota Devices с первых шагов защищали свои разработки, получали патенты на все технологии, которые были задействованы в устройстве. Это дорого, долго, и неясны перспективы конечного продукта, но если вы пытаетесь стать серьезным игроком на этом рынке, то это крайне важно для вашего будущего. Зачастую компании не получают патенты из-за того, что это безумно дорого. В Yota Devices есть деньги на патенты, и это можно записать в плюс компании.

В-третьих, это работа с крупными поставщиками комплектующих. Никому не известная, маленькая компания из России не может работать с крупнейшими поставщиками и диктовать им свои условия, это совершенно нереальная ситуация. Равно как и не может получать новейшие технологии по разумным ценам. Единственное исключение может быть в том случае, если такая компания демонстрирует уникальный продукт и подход, то, что может подкупить партнеров и дать им те или иные выгоды. Это совсем нетривиальная задача - найти подход к крупному производителю комплектующих и заинтересовать его. Например, у всех на слуху Gorilla Glass, два года назад мы видели первое поколение, год назад оно обновилось, и казалось, на этом все замерло. Но в Yota Phone используется 3D Gorilla Glass, которое разрабатывалось специально для защиты eInk-экрана. Это стекло изначально изогнуто и сформировано таким образом. Безусловно, партнеры Gorilla Glass могут получить ту же технологию, но задача, стоявшая перед Yota Devices, совпала с тем, что делали в Gorilla Glass, и они создали новую технологию. Это пример правильного сотрудничества российской компании с разработчиком мирового масштаба, к сожалению, таких примеров в области телекома крайне мало. А в области бытовых продуктов почти нет.

Остается вопрос, почему эта дорога заняла так много - целых три года. Думаю, ответ очевиден – очень тяжело пробивать головой бетонную стену и объяснять, что находясь в России, можно разработать современный смартфон, который имеет изюминку. Вы должны пройти путь от полного недоверия к тому, что вас начинают воспринимать хотя бы в малейшей мере серьезно, и это требует титанических усилий.

Итого в Yota Device смогли разработать промышленный дизайн смартфона (от и до, включая все материалы), уникальную черту и ряд софтовых фишек. Фактически, предложить свою трактовку смартфона на Android, которая отличается от всех иных аппаратов. Плохая или хорошая, это отдельный вопрос и он зависит от вашего восприятия. У этой модели совсем другое позиционирование, нежели у большинства моделей и в этом тоже есть свои плюсы и минусы. Давайте взглянем на характеристики, чтобы обсудить потом бизнес-стратегию относительно этого аппарата.

 

Эльдар Муртазин


наверх