Для начала отметим, что проект такой дамбы – не пустая фантазия.
Подобные идеи выдвигались еще советскими инженерами начиная с 40-х годов прошлого века, а в 1980 году первую "пробную" дамбу в Каспийском море даже построили. Впрочем, обо всем по порядку.
![Какие плюсы получит Россия, если перегородит Каспийское море дамбой](https://r3.mt.ru/r12/photo8E2C/20049606527-0/png/bp.jpeg)
Главная проблема Каспийского моря заключается в том, что оно стремительно мелеет. При этом, его северная (российская) часть имеет настолько пологие берега, что обмеление Каспия всего на 1 миллиметр приводит к отходу воды от берегов на 10 метров!
Это значит, что падение уровня Каспия хотя бы на 1 метр буквально "опустошит" тысячи квадратных километров территории, прилегающей к морю.
![Голубым цветом отмечена текущая акватория моря, темно синим – возможная в будущем](https://r4.mt.ru/r12/photoB978/20272679376-0/png/bp.jpeg)
Сами можете представить, какими проблемами это грозит:
– Прибрежные порты окажутся далеко от моря. Это ударит по навигации и доставке грузов. Например, город Атырау, который когда-то строили как порт, уже сейчас располагается почти в 20 километрах от берега!
![Атырау ныне – далеко не морской город](https://r.mt.ru/r12/photo3DB6/20718825074-0/png/bp.jpeg)
– Сократится популяция промысловых и краснокнижных рыб
– Оголившееся дно усилит опустынивание, т.к. песок и соль со дна будут активнее разноситься ветром
– Более мелкое море сильнее промерзает, а это вредит навигации, плюс большое количество льдов вредит морским нефтяным вышкам по время ледохода
Естественно, сооружение дамбы позволило бы зарегулировать российскую часть Каспия и сделать ее, фактически, водохранилищем с управляемым уровнем. Это решило бы большинство указанных проблем.
В советские времена предлагалось несколько маршрутов дамбы. Вот два наиболее популярных:
![Темно-красный маршрут – проект Аполлова, проложенный в самом узком месте. Темно-синий – маршрут Селицкого-Беллавина, протяженностью свыше 400 км.](https://r3.mt.ru/r12/photo7A1B/20941897923-0/png/bp.jpeg)
Водохранилище, созданное дамбой, со временем стало бы практически пресным, т.к. основные питающие Каспий реки расположены как раз на севере. Это Волга, Урал, Терек, Эмба, Сулак и Самур.
Соответственно, если отделить северную (мелкую) часть от гораздо более глубокой южной, то речной сток опреснил бы Северный Каспий естественным образом.
![Крупнейшие реки северного Каспия](https://r4.mt.ru/r12/photo2125/20164970772-0/png/bp.jpeg)
Итак, мы видим уже два плюса от сооружения дамбы:
1. Борьба с падением уровня Каспия (со всеми вытекающими плюсами)
2. Получение огромного водохранилища с тысячами кубическим километров пресной воды.
Есть и другие плюсы. Например:
3. По дамбе можно организовать дорогу, что значительно упростит доставку грузов и пассажиров с одного берега на другой. Особенно в этом может быть заинтересован Китай, выстраивающий свои маршруты в Европу.
4. Т.к. между Северной и Южной частью Каспия возникнет перепад уровней, то в теле дамбы можно организовать мощнейшую ГЭС, которая даст миллиарды киловатт электроэнергии.
5. Новые перспективы открываются в рыбном хозяйстве, а также в спасении редких видов животных.
Вместе с тем, есть у дамбы и серьезные минусы
1. Это безумно дорого. Собственно, именно по этой причине дамба еще не построена. Просто представьте, нужно создать насыпь в несколько сотен километров длиной и местами до сотни метров в высоту.
Как подсчитали еще в советское время, дешевле будет перебросить воду Иртыша в Каспий (по каналу), чем построить подобную дамбу.
2. Навигация судов, с одной стороны, улучшается (из-за подъема вод), а с другой стороны – ухудшается, т.к. дамба мешает судоходству.
3. Море имеет международное значение и, например, Азербайджану Ирану и Туркмении не очень понравится, что южная часть Каспия начнет засаливаться и падать еще большими темпами (т.к. мы отрежем их от наших рек).
4. Экология. Так же, как и судоходство – на севере рыбе станет лучше, а я на юге – хуже. К тому же, миграция рыб и прочих животных будет затруднена.
5. Рано или поздно уровень воды в Каспии может снова начать подниматься (есть теория, что его обмеление/наполнение – это циклический процесс), так что в будущем дамба может только мешать, особенно – если она окажется под водой.
Вот по совокупности всех этих плюсов и минусов и было решено дамбу пока не строить. Хотя, проекты моста или тоннеля под дном – обсуждаются до сих пор.
Одна дамба все же была построена
В начале статьи я упомянул, что одна дамба на Каспии все-таки была. Речь идет о возведенной в 80-х годах дамбе, отделившей залив Кара-Богаз-Гол от основного "тела" Каспийского моря.
![Какие плюсы получит Россия, если перегородит Каспийское море дамбой](https://r3.mt.ru/r12/photo12EA/20388043621-0/png/bp.jpeg)
Этот залив имеет довольно приличные размеры, сравнимые с площадью Крыма. При этом, он очень мелкий, то есть сильно прогревается.
Таким образом, залив Кара-Богаз-Гол по своей функции чем-то похож на испаритель, радиатор – через него Каспий теряет очень много воды за счет испарения.
Перегородив пролив дамбой, эту проблему удалось решить, однако потом уровень воды в море начал так сильно подниматься, что дамбу сломали и сейчас в ней имеется узкий шлюз:
![Шлюз в дамбе для соединения залива и моря](https://r5.mt.ru/r12/photo7C9A/20611116470-0/png/bp.jpeg)
Вот такая вот история с этими морскими дамбами.
Кстати, а вы знаете, почему Каспийское море – это именно море, а не озеро? Оказывается, размер тут вообще не причем
Свежие комментарии