На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темы дня

125 809 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий
    ...кроме китаесов...Кто отдал амурски...
  • Мария
    Чем писать такие статьи, лучше бы озаботиться тем, почему отток населения происходит с ДВостока. Такими темпами скоро...Кто отдал амурски...
  • Валерий Светлый
    Поразительна попытка восхваления того, кто отдает русские земли!!!Кто отдал амурски...

Новое неравенство: школьники, у которых нет компьютера, никогда уже не нагонят тех, у кого он есть

Прочитала крайне интересную колонку о растущем в России неравенстве в образовании журналиста и учителя Марины Ярдаевой. Автор пишет о результатах ЕГЭ и ОГЭ и о том, что все больше детей сдают их менее чем на "тройку" и не идут никуда после девятого класса. Причин много: люди не видят будущего, нет денег учиться, надо идти работать.

Подмечено очень хорошо.

Я ведь раньше вела колонку на "Меле" и неоднократно подступалась к этой теме. Образование становится элитарным продуктом. Как и вуз. Люди не могут не идти не работать после школы. И это не проблема России - во всем мире так. Еще в 1960-е в США семья могла жить только на заработки отца. Потом вышли на работу матери. А с 1990-х уже для сохранения прежнего уровня потребления работать должны были и дети. Возможность учиться в колледже или университете и не подрабатывать осталась уделом самых богатых.

Фото: canal3.md
Фото: canal3.md

Но это одна проблема, о ней надо говорить отдельно, может, в следующем посте. Я же хочу затронуть момент, который Марина Ярдаева не осветила. Меня он давно занимает, а с введением удаленной учебы и дистанционных экзаменов стал-таки мучить.

У скольких детей сегодня есть хотя бы компьютеры? Для меня когда-то было шокирующим открытием, что из года в год все больше читателей заходят на мои страницы со смартфонов. Ладно, здесь посты небольшие. Но в той же Газете.ру у меня полноценные авторские колонки. И люди читают из с телефонов? Я долго не хотела этому верить.

А потом узнала, что в России все меньше семей имеют компьютер. Просто не покупают их. Сначала была волна планшетов, потом стали брать смартфоны: три камеры, супевысокое разрешение, море игр... И все.

Когда школы пошли на удаленку, я подумала: как же дети из семей, где нет компьютера, смогут учиться? Я своей жизни без компьютера не представляю. Тексты я пишу на компьютере, редактирую, публикую - тоже. Крайне редко я захожу на свои аккаунты с телефона. И любой человек, кто публикует что-то серьезнее картинки с сопроводительным текстом из трех абзацев, знает, что с телефона работать нельзя.

А как учиться? Представьте полноценный урок: в кадре учитель, доска с примерами, в маленьком окошечке ты видишь себя, кроме того часть экрана занимает плашка с изображением присутствующих на уроке одноклассников. Что они там увидят? Что услышат?

В регионах - об этом сообщалось даже по телевизору - были целые классы, где компьютеров нет ни у учеников, ни у учительницы. Только телефоны. И то нередко - родительские. И как учиться? Один лишь фактор - наличие в доме компьютера (ну и качество мобильной связи, способной потянуть видеочат), выводит вчерашних троечников на первые места, а бывших отличников и хорошистов отодвигает назад. Потому что нельзя добротно учиться с телефона. Я не могу себе представить такой учебы. Особенно если у них и отдельной комнаты нет. Я писала недавно о девочке, которая пожаловалась, что не может сдать вступительный экзамен удаленно, потому что у нее нет хорошей камеры на компьютере и отдельной комнаты, где бы не визжали младшие братья и сестры. А сколько детей, у которых в поселках связь плохая и они не могут по видеосвязи звонить?

И ладно школьники! Не у всех студентов есть компьютеры. Я даже видела молодых людей учившихся я в магистратуре СПбГУ и весь год выходивших в онлайн с телефонов. Не могу себе представить, что я бы год проучилась в университете, "посещая" лекции и семинары только по смартфону.

Мне кажется, мы столкнулись сейчас с замкнутым кругом. И дело даже не в опыте удаленной учебы. Одна простая вещь - компьютер с высокоскоростным интернетом отделяет одних детей от других необратимо.

Те, кто учатся с телефона, вряд ли когда-нибудь нагонят детей, владеющих здесь и сейчас компьютером

Почему в российских семьях их не покупают? Не самый дорогой гаджет, хотя, конечно, это существенные деньги. Я думаю, здесь решающую роль играет замкнутое кольцо бедности: люди не понимают, что без компьютера сейчас учиться нельзя, им кажется, что они отлично справляются с бытовыми задачами с телефона. Даже сериалы смотрят на телефонах. Оплата счетов, заказ продуктов, отслеживание скидок, игры по дороге на работу - со всем этим отлично можно справляться с телефона. А других задач средний обыватель не выполняет. И помещает ребенка в условия, при которых он тоже не сможет освоить никакие другие задачи, кроме этих бытовых. Он не научится писать большие тексты, делать презентации. Человек с телефона не может работать в режиме многозадачности, когда у него открыто сразу несколько окон и приложений - ему дольше переключаться.

Ну и тяжело читать огромные тексты на телефоне. Поэтому владельцы смартфонов читают маленькие.

Надо же, как может повернуться прогресс: удешевление технической новинки, смартфонов, привело к деградации навыков и когнитивных функций: люди отказались от книг и компьютеров в пользу смартфонов, за которыми могут выполнять лишь ограниченный набор функций и решать небольшой спектр задач.

Учиться на смартфоне нельзя. Точка! Нельзя и все! Бедные дети, которые вынуждены конкурировать за образование и карьеру, имея в распоряжении только смартфон. Неравенство пришло, откуда не ждали.

Картина дня

наверх