Су-35 против F-35: дядя избивает дубинкой ребенка
Является ли наиболее скрытный американский боевой самолет F-35 легкой добычей истребителя Су-35? Некоторые считают, что это совершенно верное утверждение, пишет indrus.in 26 июля.
В июле 2008 года было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против смешанного парка американских истребителей - F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, где последний был "избит дубинкой как ребенок". Моделирование было проведено на базе Хикам ВВС США на Гавайях, чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) со знанием дела заявил, что в ходе "строго засекреченного моделирования" F-35 был "беспощадно избит истребителем Су-35".
Компания "Сухой" представляет Су-35 как истребитель поколения 4++ с некоторыми признаками пятого поколения, то есть с характеристиками стелс. Его способность сбивать стелс-самолеты во многом определяется сверхманевренностью. Очень дорогие западные истребители оказываются в роли "тарелочек" для ружейной стрельбы.
Силовая установка Су-35 позволяет выполнять все виды сложнейших маневров, в том числе "кобру Пугачева", "чакру Фролова" и беспрецедентный "блин" (Pancake - горизонтальный разворот практически на месте на 360 град без потери скорости - "без потери скорости" это сомнительное утверждение - прим. "ВП").
Западные аналитики не придают большого значения сверхманевренности, полагая, что в ходе реальных боевых действий малозаметность куда важнее, чем сверхманевренность. Стелс это параметр, который остается с истребителем "в любое время в любой день". Руководитель бизнес-программ компании Northrop Grumman Пит Бартош (Pete Bartos) говорит, что стелс был основным требованием для разработки F-35 и потому он не нуждается в высокой маневренности.
Однако авторитетный военный источник Defense Industry Daily пишет, что "стелс очень полезен, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера". Действительно, ВВС США зациклились на стелсе, в то время как теория воздушного боя непрерывно развивается. "В 1940-1950-х годах приоритетами были сначала высота, потом скорость, маневр и огневая мощь. С третьего и четвертого поколений истребителей приоритеты сместились на скорость, затем маневр, и наконец, сверхманевренность. Это как нож в кармане солдата", заявил в интервью Aviation Week главный летчик-испытатель ОКБ "Сухой" Сергей Богдан.
Эксперт по авиации Билл Свитман (Bill Sweetman) говорит, что те маневры, которые демонстрировал Су-35 на Парижском авиасалоне, нельзя принимать за фактор превосходства в воздухе. "Тем не менее, эти маневры не пилотажные трюки. Непредсказуемая траектория полета истребителя может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника, сам истребитель может пустить ракеты малой дальности с большой вероятностью поражения вражеского самолета", говорит эксперт.
F-35 полностью зависит от своей малозаметности и предпочитает не ввязываться в ближний воздушный бой ("поножовщину" - knife fight), где он будет весьма уязвим от Су-35. Российский истребитель обладает большим арсеналом смертоносного оружия, повышенной дальностью полета и, конечно, легендарной сверхманевренностью, которая стала визитной карточкой семейства Су-27.
Сергей Богдан напоминает, что в 1989 году Су-27 выполнил "кобру": "Быстрое изменение скорости может привести к срыву сопровождения допплеровской РЛС управления оружием вражеского истребителя. Маневр еще более эффективен на Су-35С, потому что после этого маневра пилот может направить самолет в любом направлении".
Билл Свитман говорит, что тактическое преимущество выполнения "кобры" состоит в том, что любая ракета класса "воздух-воздух" имеет "интеллектуальный элемент", который предсказывает, где будет цель через некоторое время, но не в случае с "коброй". "Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его", говорит эксперт. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, снижают дальность эффективного пуска ракет противника, считает Свитман.
Для уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен подойти ближе, тем самым подвергая себя риску быть обнаруженным (мощный радар Су-35 вполне может это сделать, тем более этот самолет имеет в своем арсенале самые дальнобойные ракеты воздушного боя с дальностью 400 км разработки компании "Вымпел", что является мировым рекордом - какие ракеты имеются в виду, источник не уточняет - прим. "ВП").
Эксперт также сообщает, что американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам - "первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил". С появлением Су-35 эта тактика может быть пересмотрена. F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. "В этом случае преимущество стелс значительно снижается", считает Свитман.
В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Максимальная скорость самолета составляет 2,5М, дальность полета 3600 км, в конфигурации истребителя воздушного боя может нести 12 ракет средней дальности "Вымпел" (вероятно, имеются в виду УР Р-77 различных модификаций - прим. "ВП"). Истребитель F-35 может нести лишь "горстку" ракет, дальность полета составляет всего 2222 км, а его максимальная скорость 1,6М, кажется, говорит лишь о желании "поскорее погибнуть".
В самом деле, F-35 не предлагает "экстравагантных возможностей", в которых нуждаются большинство ВВС стран мира. И, наоборот, Су-35С предлагает эффективность наравне с истребителями пятого поколения. Еще страшнее для западных ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят уязвимость F-35, когда он еще не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся боевые стелс-истребители "Сухого" ПАК ФА. Осталось еще достаточно времени, чтобы пилоты многих западных истребителей сменили свою профессию на другую, более безопасную карьеру.
Свежие комментарии