На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темы дня

125 780 подписчиков

Свежие комментарии

Монетизация услуг или опять пустой кошелек?

Монетизация услуг

Фото Ксении Булетовой

По новым правилам, которые вступают в силу в 2014 году, люди, желающие воспользоваться социальными услугами, могут остаться с пустым кошельком и оказаться перед угрозой прямого вмешательства в свою семейную жизнь.

 

С этого года регионы начнут подготовку к исполнению нового закона о социальном обслуживании населения в РФ. Закон был принят Госдумой под самый занавес осенней сессии и вступит в силу только с 1 января 2015 года. Но до этого времени в стране должны быть разработаны стандарты соцуслуг, а в каждом субъекте РФ появиться их конкретный перечень.

 

При обсуждении в Госдуме против закона выступила оппозиция. Ее представители предупредили об "очередной монетизации", которой, по их словам, вслед за льготами теперь подвергнутся и соцуслуги.

 

Инициатором же нового закона ранее выступил Минтруд. Чиновники из этого министерства решили "осовременить" нынешнюю систему соцобслуживания, которая до сих пор живет по законам, принятым еще в 1995 году.

 

На первый взгляд, новые правила и впрямь выглядят революционно. Например, в законе четко прописано, что соцуслуги будут теперь по большей части адресными, а помогать нуждающимся в помощи решено по индивидуальной программе. К самой же в систему соцобслуживания наряду с традиционными госструктурами вовлекут также НКО и индивидуальных предпринимателей.

 

Главная задача реформы — сделать соцуслуги в России качественными и доступными, говорят в Минтруде.

 

Но платить за "сервис" федеральный центр учтиво отказался. Так что финансовые заботы о состоянии системы соцобслуживания лягут на плечи регионов, а также самих нуждающихся в помощи.

 

Правда, где будут брать деньги в регионах, чей госдолг уже приблизился к отметке в 1,5 трлн рублей, никто не объяснил.

 

Между тем, бюджетные субсидии пообещали давать НКО и предпринимателям, их также допустят к тендерам по закупкам для государственных и муниципальных нужд.

 

При этом превращая сферу соцобеспечения в России в большой рынок, государство сократило до минимума список тех, кому такие услуги будут полагаться бесплатно. Это дети, а также жертвы чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных конфликтов. Остальные будут платить даже в том случае, если их доход окажется на рубль больше 1,5 регионального прожиточного минимума.

 

Для сравнения — прожиточный минимум составляет, к примеру, в Москве для трудоспособных граждан 12 тыс. 632 руб., а в Волгоградской области — 7 тыс. 544 руб.

 

При таком раскладе обычная московская семья с общим доходом в 50 тыс. рублей в категорию малоимущих уже не попадает, а значит — каждый раз будет оказываться перед выбором — починить, например, стиральную машину или оплатить сиделку проживающим с нею престарелым родителям.

 

Сама же оплата за услуги не должна "превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте РФ предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату", говорится в законе.

 

В то время как для граждан с низкими зарплатами соцуслуги превратятся в недоступную роскошь, воспользоваться помощью за госсчет смогут беженцы, легальные мигранты, бомжи, а также семьи, где есть алкоголики, наркоманы или игроманы — при условии, что они без работы или их доходы окажутся ниже минимальной планки.

 

При этом тревогу у правозащитников вызывает норма закона, которая предусматривает возможность профилактики социально уязвимых ситуаций, а также социального сопровождения семей.

 

По их мнению, эта часть закона так или иначе вводит в России "ювенальные технологии", позволяющие органам опеки забирать детей из так называемых неблагополучных семей.

 

Заприметив потенциально неблагополучную семью, соцработники получат право выяснять, как она живет, чем кормит детей и правильно ли о них заботится. А это уже попахивает прямым вмешательством в дела семьи без ее согласия, говорят правозащитники. При этом такой семье могут попытаться навязать помощь, не относящуюся к соцуслугам. Речь идет о медицинской, педагогической, психологической и другой помощи, именуемой в законе "социальным сопровождением".

 

В ответ на акции протеста по поводу этой нормы в Госдуме заявили, что сопровождение не может осуществляться без согласия семьи. Между тем, о ее добровольном характере и праве на отказ от нее в самом законе не говорится ни слова.

 

Елена Земскова
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2014/01/06/1216526.html

Картина дня

наверх