
Самый титулованный скульптор СССР и России создал за свою долгую жизнь более 5000 монументальных работ. Часто его работы вызывали ожесточенные споры. Но не в этом ли призвание художника?
Вероника ПАНИНА
Зураб Церетели скончался 22 апреля 2025 года, ему был 91 год. Уроженец Тбилиси, большую часть жизни он работал в Москве. А произведения Церетели стоят в сотнях городов не только России, но и мира.
Имя Церетели стало нарицательным из-за его любви к очень крупной форме изобразительного искусства. В провинции, если местный художник сваял два-три больших монумента, он сразу получал прозвище "наш местный Церетели". Как хотите, а это истинно всенародное признание.
Зураб Церетели был главным художником Олимпиады-80 в Москве, президентом Российской Академии художеств, создателем десятков проектов курортных и гостиничных комплексов, включая "Ялта Интурист" и "Измайлово". Но более всего известны его скульптуры, получившие скандальную славу из-за широких дискуссий.
Памятник Петру I в Москве
Гигантский монумент стал отражением гигантомании мэра Москвы Юрия Лужкова. Фигуру Петра, стоящего на пьедестале из кораблей, водрузили посреди Москвы-реки в 1997 году. Это вызвало массу злобных комментариев москвичей - как по поводу размера, так и художественных достоинств скульптуры. Из-за множества деталей и сложной конструкции памятник выглядит, по мнению критиков, нелепо.

Высота памятника с пьедесталом - 98 метров, самой фигуры Петра - 18 метров. После установки злопыхатели из СМИ писали, что Петр - это переделанный Колумб, которого Церетели пытался продать странам Латинской Америки к 500-летию мореплавателя. Сам скульптор это отрицал. Кстати, Колумба он таки изваял - в 2016 году статую его работы установили в Пуэрто-Рико.
А памятники Петру сегодня – одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы России.
Памятник "Дружба навеки" на Тишинской площади в Москве
Памятник русско-грузинской дружбе было открыт в Москве в 1983 году. Он был установлен к 200-летию подписания договора "О покровительстве и верховной власти Российской империи над грузинским царством". Это тот самый договор, о котором Лермонтов писал в "Мцыри":
- Такой-то царь, в такой-то год вручал России свой народ.
Памятник стал первой работой Церетели, установленной в Москве. В народе получил прозвище "шашлык" за своеобразный дизайн. Скульптура представляет собой гигантский стержень высотой 42 метра, на который нанизаны вперемежку буквы русского и грузинского алфавитов. Кстати, в создании памятника принимал участие поэт Андрей Вознесенский - архитектор по образованию.

Памятник княгине Ольге в Пскове
Сам по себе памятник не поражает ни размерами, ни исполнением, разве что черты Ольги не скандинавские, а немного восточные (этому придумано объяснение). Скандальна история его установки.
В июле 2003 года к 1100-летию Пскова в городе с разницей в 2 дня поставили два памятника княгине Ольге. Один авторства Церетели, другой - известного скульптора Вячеслава Клыкова. Первым предложил свое творение мэрии Пскова Клыков, тогда Церетели обратился непосредственно к губернатору Псковской области.

Выбирали почти год. Скульпторы сказали - берите бесплатно. Тогда власти, конечно, согласились взять оба памятника. Жители тоже не были против. Едко высказался только председатель Ассоциации реставраторов России Савва Ямщиков, назвав Псков "городом Глуповым из Салтыкова-Щедрина".
А, теперь про черты "церетелевской" Ольги. Городская легенда гласит, что изначально это была царица Тамара, но Грузия отказалась принимать такой дар, и статую переименовали в Ольгу.
Памятник папе Иоанну Павлу II в Париже
Скульптуру высотой 3,6 метра установили в 2014 году в сквере у Собора Парижской Богоматери. Памятник заказала польская католическая миссия в 2010 году, но мэрия Парижа, увидев, что получилось, отказалась согласовывать установку. Почти четыре года шли переговоры и поиск места, где крупная бронзовая статуя в гранитной раме не нарушала бы архитектурный облик города. В конце концов нашли компромисс.

Монумент "Трагедия народов" на Поклонной горе в Москве
Скульптурная композиция, установленная в 1997 году, оказалась настолько выразительной и мощной по воздействию, что напугала москвичей. Мемориал посвящен жертвам Холокоста и представляет собой вереницу крайне истощенных мужчин, женщин и детей, превращающихся в надгробные плиты.
Памятник ваяли по частям, и когда появилась первая фигура высотой 8 метров, жители стали протестовать. Мол, очень пугающе. Чем больше становилась композиция, тем сильнее шли протесты. Кончилось тем, что памятник перенесли с центральной аллеи Парка Победы за здание Центрального музея Великой Отечественной войны.

Были и другие поводы для споров. Но разве это плохо, когда люди спорят об искусстве? Спи спокойно, Художник.
Свежие комментарии