На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темы дня

125 926 подписчиков

Свежие комментарии

  • Taurus Zmei
    Это про тебя Лавров сказал - "Дебил бля...""Шеф, всё пропало...
  • ОЛЕГ БУРМИНСКИЙ
    Афтор бестолковый!!! Статья заказная…"Армия - 2024"
  • Владимир Соловьев
    Автор, выброси свой компьютер и дай зарок не писать, не зная всей правды!!"Армия - 2024"

"Абдурахмон немного перепутал": Суд "простил" мигранта, изнасиловавшего дочь участника СВО

В резонансном деле мигранта из Таджикистана, который дважды изнасиловал 16-летнюю девушку в Магнитогорске, наметился новый поворот: Челябинский областной суд внезапно значительно смягчил приговор и вместо 8 лет за совершённое преступление "ценный специалист" отсидит максимум 3,5 года, причём в колонии общего, а не строгого режима, как было в изначальном приговоре.

Царьград разобрался в деталях дела и определил, кто может нести за это ответственность.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ "ПЕРВОГО РУССКОГО"

Суд встал на сторону насильника?

Сейчас уже трудно сказать, какая из двух волн народного и депутатского возмущения оказалась больше: после задержания мигранта-насильника или же после внезапного и совершенно необъяснимого смягчения ему приговора. Отдельным штрихом является тот факт, что отец девочки в настоящий момент находится на фронте СВО, защищает Родину. А в тылу происходит такое.

Преступление было совершено летом прошлого года. Детали известны лишь от источников, так как суд не разглашает материалы дела – и оглашение приговора, и апелляция 12 сентября проходили в закрытом режиме (согласно пункту 2 статьи 241 Уголовно-процессуального кодекса России такой формат назначается, когда преступление совершено против половой неприкосновенности несовершеннолетнего). Как следствие, на сайте Челябинского областного суда нет в открытом доступе определения по апелляции, как не было и самого приговора на сайте первой инстанции.

Однако у близких к семье девочки людей "Первый русский" выяснил следующее.

Мигрант из Таджикистана  работал таксистом. Во время одной из поездок в прошлом году в ночное время его пассажиркой стала 16-летняя девушка, которая поздно возвращалась домой. Гастарбайтеру она очень понравилась, и он начал её домогаться.

Получив отказ, "ценный специалист" фактически совершил похищение человека – силой и угрозами заставил поехать к нему домой, где дважды изнасиловал. Позвать на помощь девочка не смогла, так как у неё разрядился мобильный телефон. Затем он отвёз девушку домой, а та рассказала обо всём маме, после чего они написали заявление в полицию.

Из прочих сведений: у мигранта был вид на жительство (ВНЖ), то есть он вскоре намеревался стать гражданином России. После обращения девочки было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 131 УК (изнасилование несовершеннолетней).

Таксиста-насильника задержали, предъявили ему обвинения – и отправили на время следствия за решётку следственного изолятора. Хотя, кстати, защита настаивала на домашнем аресте: за неприметного, казалось бы, мигранта, совершившего к тому же чудовищное – для восприятия в обществе любого государства – деяние, вступилась диаспора. Почему? Загадка.

Впрочем, версия есть – её нам озвучили источники. Как уже рассказывал ранее Царьград в одном своём расследовании, диаспоры из Средней Азии не только продвигают среди приезжих соотечественников экстремистские настроения, но и вовлечены в незаконный оборот наркотиков, выращиваемых в Афганистане.

А мигранты низшего звена, только приехавшие или уже обосновавшиеся в России, получив от "старших" местечко для постоянной работы (таксистом, курьером, строителем, шаурмистом), в какой-то момент становятся уже наркокурьерами – параллельно, так сказать, с "основным видом трудовой деятельности". И в этом случае работает принцип "крёстного отца": какое бы преступление, будь то убийство, изнасилование или грабёж, не совершил такой "специалист", за него вступится авторитет из диаспоры. Его попробуют вытащить, чтобы в благодарность он мог дальше "работать" ещё активнее, а если всё же сядет, то будет знать, что семью не бросят.

Расследование провели в несколько месяцев, и в конце 2023-го уголовное дело передали в Орджоникидзевский районный суд Магнитогорска. Заседания многократно откладывали, однако всё же довели процесс до конца.

Судья Розалия Христенко 22 мая уже текущего года вынесла мигранту-таксисту Абдурахмону (мы выяснили его данные, но по настоятельной просьбе наших источников не разглашаем их, поэтому пусть будет именоваться просто Абдурахмоном) обвинительный приговор: 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Причём именно по ч. 3 (п. "а") ст. 131 Уголовного кодекса. Да, это нижний порог наказания, потому что эта статья предусматривает до 15 лет лишения свободы. Но тем не менее.

Этим, однако, всё не закончилось.

11 июня адвокат Абдурахмона обжаловал приговор в апелляционной инстанции. И 9 августа дело поступило на рассмотрение в Челябинский областной суд – судье Елене Антоновой. Первое заседание было назначено на 29 августа, но было по каким-то причинам отложено. А вот 12 сентября судья апелляционную жалобу защиты насильника рассмотрела. И постановила: изменить приговор – смягчить наказание до 3,5 года. И не строгого, а общего режима.

Почему?

Всё просто: облсуд не согласился с выводами районной инстанции и переквалифицировал действия мигранта с изнасилования несовершеннолетней на менее тяжкую статью об изнасиловании (часть 1 статьи 131 УК), которая предусматривает от 3 до 6 лет зоны. И тоже, заметьте, преступник получил чуть больше нижнего порога.

Как объяснили нашим источникам, причиной такого поворота послужило утверждение защиты, принятое судом, что он якобы не знал, что насилует... несовершеннолетнюю. Дескать, она ему свой паспорт не показывала, он был не в курсе её возраста (как будто бы он отказался от своих планов, если бы было иначе).

И если так, то и никакого изнасилования несовершеннолетней как бы и не было, было "просто" изнасилование. То есть преступник ответил не за то, что реально сделал (сам-то факт изнасилования несовершеннолетней не опровергается), а за то, как это интерпретируется. Как бы, получается, бедолага Абдурахмон немного перепутал – и изнасиловал "не ту" девушку. А окажись она совершеннолетней, то нет проблем, сразу бы дали ему те же 3,5 года – и всё на этом.

Лазейка родом из постановления Пленума Верховного суда России №16 от 04.12.2014, в котором указано, что суды должны принимать во внимание, знал ли преступник про возраст жертвы. Этому посвящена статья 22:

Это давно и хорошо известная лазейка, которой пытаются пользоваться в суде насильники несовершеннолетних. Их адвокаты доказывают, что насильник, дескать, не знал, что перед ним несовершеннолетняя. И тут важно уже стороне обвинения доказать, что жертва заявляла о своём возрасте или насильник прекрасно об этом знал. Впрочем, это доказать бывает непросто,

– заметили юристы Царьграда.

Мы же добавим, что данная лазейка оставляет окончательное решение на усмотрение судьи. Почему? Потому что в постановлении Верховного суда говорится не только про "знал", но и про "допускал". И тут уже, как правило, судья может сам решить – допускал ли, по её мнению, подсудимый, что насилует несовершеннолетнюю. И чем было мотивировано такое решение – кто знает?..

Шквал негодования

Апелляция, скостившая срок насильнику, вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Народный гнев сводится к замечанию, что судья просто взяла и "отменила изнасилование девочки". На дело обратили внимание даже в Госдуме. Так, депутат Владимир Бурматов написал на имя генпрокурора Игоря Краснова депутатский запрос, в котором попросил провести проверку в связи со смягчением приговора мигранту.

С моей точки зрения, смягчение приговора абсолютно неоправданно и ничем не обосновано. Учитывая, что этот человек должен был получить до 15 лет лишения свободы, а получил гораздо меньше, а ещё ему сменили условия содержания на более мягкие. Это и вызвало моё возмущение,

– объяснил Царьграду Владимир Бурматов.

Он заметил, что причиной тут следует считать именно коррупционную составляющую. Говоря простым языком, нужно выяснить, чем именно руководствовалась судья, применяя конкретно в этом случае разъяснения Верховного суда? Почему она пошла на то, чтобы в таком деле, где речь идёт о преступлении против личности в отношении несовершеннолетнего, более чем вдвое скостить срок преступнику-мигранту.

А что произошло-то? Это как? Это ведь у вас же в регионе просто берут и вытирают ноги об эту девочку, которую он дважды изнасиловал. Дважды. И фактически он сейчас уходит от ответственности, потому что потом он будет иметь право на условно-досрочное освобождение. Он сколько фактически отсидит, если ему срок в СИЗО засчитают ещё?

– задался вопросом Владимир Бурматов.

Об этом же говорил и блогер Юрий Подоляка, который заявил, что у мигрантов есть "общак", куда они переводят часть своих доходов и откуда берутся деньги на адвокатов, "решал" и взятки:

Причём этого ...-насильника потом ещё и по УДО отпустят (засчитав ему отсидку в СИЗО с коэффициентом 1 к 2). При такой раскладке он вполне официально через полгода выйдет на свободу.

Не остался в стороне и депутат Александр Хинштейн, который 12 сентября заявил, что обратится в Генпрокуратуру с просьбой "внести представление на этот явно неправосудный приговор".

Наконец, особое внимание на себя обращает тот факт, что никто и нигде не указывает имя насильника. Складывается впечатление, что его как будто держат в секрете.

Я обратил внимание на то, что даже элементарного – фамилии и имени этого "героя" – в открытом доступе нет. И это тоже симптоматично. Настолько, видимо, концы в воду. А в чём проблема? Это же преступник, мы должны знать имя. А у нас есть только какие-то обрывочные сведения, что он таксист и прочее,

– заметил Бурматов.

Отметим, что действия Бурматова и Хинштейна дали результат. Генпрокуратура теперь намерена обжаловать решение Челябинского областного суда, а глава СК России Александр Бастрыкин затребовал доклад по делу.

Чья ответственность?

Апелляция по делу была рассмотрена, как уже упоминалось, в Челябинском областном суде Еленой Антоновой, которая имеет внушительный опыт – работает судьёй с 2001 года. Сначала трудилась в Металлургическом районном суде Челябинска.

В декабре 2012 года Указом президента назначена судьёй Челябинского областного суда.

В портфеле Антоновой в качестве судьи апелляционной инстанции довольно много дел по статьям, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Но, что интересно, и по таким, и по другим делам она совсем не часто выносит решения о смягчении приговоров нижестоящих судов.

Эффективность работы Антоновой оценить непросто, однако в комментариях на сайте с базой всех судей России нам не удалось найти ни одного положительного отзыва. Впрочем, ввиду резонанса вокруг дела насильника-мигранта оно и понятно, что, кстати, хорошо показывает, как к решению Антоновой отнеслись рядовые граждане.

Антикоррупционная декларация Антоновой на сайте суда недоступна. После 2022 года из-за проведения СВО сведения о доходах и имуществе судей в принципе не публикуются – это требование Указа президента от 29 декабря 2022 года №968. Доступны данные, например, за 2021 год, однако в файле, озаглавленном "Сведения о доходах судей за 2021 год" почему-то приведены сведения вообще всего об одном судье. Недоработка?

По данным источников Царьграда, на судью записаны две машины – Lexus NX и Nissan Qashqai. Также Антонова в долевой собственности с мужем может владеть квартирой в 10-этажке на улице Чичерина в Челябинске.

Интересно, что резонансное решение челябинской судьи в деле насильника-мигранта явно идёт вразрез с указаниями президента Владимира Путина. В марте 2023 года в Челябинском областном суде подводили итоги за 2022 год. Председатель суда Вячеслав Малашковец тогда привёл слова Владимира Путина о том, что судьи должны более внимательно относиться к делам, где затрагиваются интересы участников СВО или членов их семей.

Изнасилованная дважды мигрантом девочка – дочь военного, который на момент совершения преступления в отношении неё находился в зоне СВО. То ли судья Антонова ещё тогда плохо слушала установки президента и своего непосредственного руководителя, то ли не поняла их смысл, то ли решила просто пренебречь ими – неясно.

Что же касается самого Вячеслава Малашковца, то он, разумеется, также несёт ответственность за решения вверенного ему суда. Ещё в 2019 году в интервью, данном региональному порталу "74.ru", он жаловался на "трудные времена", которые предстоят его учреждению: судьи массово уходят в кассацию, работать скоро будет некому, говорил он.

В 2024 году, впрочем, стало известно, что уходит и сам Малашковец – 22 августа Челябинский облсуд объявил конкурс на должность председателя. Заявки принимаются до 23 сентября.

Интересно также, что Малашковец по какой-то причине покидает пост досрочно: он был назначен главой суда в апреле 2019 года на шестилетний срок, то есть срок его полномочий должен истечь только в апреле 2025 года, а ведь такими назначениями, по которым издаются отдельные указы президента страны, согласитесь, не разбрасываются.

Возможно, дело ещё в том, что к Малашковцу могли накопиться вопросы. Один из самых громких скандалов – это интервью в 2021 году с судьёй Тракторозаводского района Антоном Долговым, который обвинил председателя облсуда в травле и давлении. Долгов тогда утверждал, что его принуждали вынести приговор невиновному и скрыть подлог следствия.

Формально по вопросу наказания насильника-мигранта могла бы быть озвучена позиция главы местного УФСБ Дмитрия Иванова, а также и.о. прокурора Челябинской области Евгения Фёдорова. Однако последний отчего-то безмолвствует – притом что к вопросу подключился его непосредственный начальник Игорь Краснов.

Получается немного странная история. Вместо региональной прокурорской проверки надзорное ведомство как-то затаилось. Или считают это дело незначительным? Или не готовы что-либо делать без указки свыше? А вот Генпрокуратура почему-то не стесняется обратиться к столь, казалось бы, "мелкому" делу и уже занимается им,

– заметил наш источник в силовых структурах.

Депутат Владимир Бурматов в свою очередь недоумевает по поводу молчания региональных властей. При этом, конечно, есть понимание запрета на оказание влияния на решения суда и в отличие от того же прокурора у депутата Госдумы, оказывается, руки связаны.

Я не имею права вмешиваться в деятельность суда. Я вынужден здесь быть очень аккуратным, потому что, видя такое тенденциозное решение, я могу только апеллировать к Генпрокуратуре и тому, что ведомство отреагирует на это,

– указал он.

Несмотря на это, и Бурматов, и Хинштейн занялись решением этого позорного вопроса.

Меня возмутило ещё и то, что никто из официальных лиц это не прокомментировал. Ну как это? А где у нас областные руководители, которые за своих земляков должны стоять? Я вот возмутился: мою землячку унизили. Сначала самим преступлением, а потом смягчением приговора. Мы подняли это теперь на самый высокий уровень – на уровень генпрокурора. Потом руководитель Следственного комитета затребовал доклад по расследованию дела. Может быть, там будут учтены какие-то вновь открывшиеся обстоятельства,

– отметил Бурматов.

К слову, глава СКР Александр Бастрыкин в свою очередь также затребовал от своих подчинённых в региональном управлении Следкома по Челябинской области информацию о результатах расследования этого теперь уже громкого дела, задавшись вопросом, почему виновному назначено такое слишком мягкое наказание.

Тем временем Бурматов выразил удивление в беседе с Царьградом, отчего с инициативами по таким резонансным темам не выходят другие органы законодательной власти.

У меня вопрос – почему Заксобрание Челябинской области, которое является субъектом законодательной инициативы, не вышло ни с одним предложением в части ужесточения законодательства в отношении мигрантов? Почему мы, депутаты Госдумы, решаем всё это в ручном режиме? И второй вопрос. А есть ли у нас уверенность, что эта коррупционная система на местах, которая сложилась, в частности, в Челябинской области, не будет нивелировать те хорошие решения, которые мы принимаем на государственном уровне? Запросто может быть. Потому что они просто плюют в Уголовный кодекс,

– добавил депутат.

Что с того?

Смягчение приговора по такой тяжкой статье, как изнасилование несовершеннолетней, – это и само по себе решение очень спорное. А в контексте "отягчающих" факторов вроде тех, что насильник – таксист-мигрант из Таджикистана, в стране сейчас повышенное внимание к преступлениям со стороны мигрантов и необходимо не давать таким преступникам послаблений, к тому же отец девочки – участник СВО, решение выглядит просто вопиющим.

Непонятно, куда смотрели "большие руководители" региона. Конечно, всегда удобно сказать, что никто не имеет права вмешиваться в решение суда. Однако же что получается? Имя преступника не называют, дело в закрытом режиме, никто в регионе и не пикнул. Выглядит это очень странно, будто бы "обтяпали по-тихому".

Генпрокуратура будет настаивать на пересмотре дела, а глава СК затребовал доклад – это повод выразить некий оптимизм. И правда, решение вопроса, да ещё и на самом верху, – это хорошо. Однако почему для решения судьбы какого-то  таксиста-таджика, вина которого в изнасиловании девочки доказана, должны начинать действовать депутаты Госдумы, генпрокурор, глава СК? То есть где-то в Челябинске некий "смотрящий" за "общаком" решил "подмазать" дело – и по итогу заставил одним движением своего мизинца шевелиться депутатов, аппараты двух крупнейших ведомств России. Это вообще нормально?

Мы, к слову, уже не раз обращали внимание на такие инциденты в отдельных судах. Самым резонансным было, например, уголовное дело об изнасиловании мигрантами несовершеннолетней в Ижевске. Тогда, напомним, один из них, некий Сеймур Рзаев, пробыв под стражей после задержания несколько месяцев, был отпущен судьёй Эдуардом Рязановым под залог в 3 млн рублей.

Материалы дела содержат сведения о том, что обвиняемый не судим, имеет постоянное место жительства и работы, находится в фактических брачных отношениях, данных, отрицательно характеризующих его личность, не имеется. Реальных данных, подтверждающих, что обвиняемый может скрыться от следствия и суда, не предоставлено. Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии необходимости дальнейшего содержания Рзаева С.М. оглы под стражей,

– указал Рязанов в своём решении.

Как думаете, что было дальше? Правильно: оказавшись на свободе, Рзаев рванул на историческую родину – в Азербайджан. Потом, само собой, следователи сделали запрос в Баку о выдаче преступника, однако ничего не получилось. А другому участнику банды дали пять лет, но он вышел по УДО и даже устроился работать "ведущим специалистом" в отдел по физкультуре и молодёжной политике в одном из районов Удмуртии. Главарь этой банды "этнических насильников" тоже получил мягкий срок.

В случае с челябинским насильником-мигрантом, судя по всему, выходит примерно такая же история.

Правозащитный центр Общества "Царьград" взял ситуацию под свой контроль.

Картина дня

наверх