
Ещё вчера таджичке, вышедшей за сирийца, грозила смертельная опасность. А сегодня не нравятся бесплатная еда, ремонт в номерах и даже уральская природа.
Карина ДРУЖИНИНА
Уроженка Узбекистана времён СССР Ирина Тумех вышла замуж за сирийца и более 30 лет прожила в его стране. Но была вынуждена бежать оттуда вместе с сыновьями – 29-летним Муаядом и 25-летним Кусаем.

В конце ноября 2024 года группировка "Хайят Тахрир аш-Шам" (признана в РФ террористической и запрещена) захватила власть в Сирии. Этой весной там начались репрессии по отношению к гражданскому населению.
Всем, кто поддерживал русскую культуру (Ирина работала переводчиком в российской фирме — прим. автора), стала угрожать опасность. Знакомые предупредили, что в отношении меня и моей семьи ведется сбор информации. Кроме того, мы являемся христианами, а в Сирии сейчас наблюдаются преследования по религиозному признаку. Поэтому мы приняли решение об эвакуации,
— вспоминает женщина.
Автобус расстреляли
Через Координационный совет организаций российских соотечественников Ирина подала обращение, указав на угрозу жизни. Все это делается в условиях строгой секретности. Тут же был получен ответ, что нужно явиться на российскую военную базу уже на следующий день.

Женщину и её сыновей вывезли с опасной территории. Глава семьи из-за серьёзных проблем со здоровьем не смог выехать с ними.
Путь был крайне рискованным: автобус позади нас расстреляли. А на военной базе в Тартусе нас восемь часов не пропускали новые власти. Мы не знали, доберёмся ли до России,
— рассказывает Ирина.
Но всё закончилось хорошо. Около 150 сирийцев были эвакуированы самолетом в Подмосковье и распределены по различным регионам страны.

Казалось бы, самое страшное позади. Но, немного придя в себя, беженцы осмотрелись и увидели новые проблемы. Жизнь в приютившей их стране оказалась не такой комфортной, как они рассчитывали.
Некурортные условия на курорте
95 беженцев, в том числе Ирину с сыновьями, отправили в Екатеринбург. Они жили в хорошем отеле. Чистые номера, вкусная еда... Так как Ирина знает русский язык, она помогала в общении между местными и приезжими.
Кстати, сирийцы проживали вместе с беженцами из Луганска и быстро нашли общий язык. Конфликтов не возникало. Многие уже устроились на работу. Поэтому новость о новом переселении стала для них неожиданностью.

Но власти сказали, что размещение в областном центре было временным, для решения вопросов с документами, и 28 марта спасённых отправили в Талицу, в санаторий. Комнат хватило не всем. Ирине с сыновьями достался бывший кабинет бухгалтера.
Как вы понимаете, без элементарных удобств. Мыли голову на улице в тазу. В результате я заболела бронхитом,
— рассказывает беженка журналистам e1.ru.
Санаторий, естественно, расположен вдали от городской суеты, на природе. Заселенным это не нравится:
Один фасад здания обращен к лесу, другой — к заболоченному участку. Страшно за детей, учитывая уединенное расположение.

Также, по словам Ирины, в корпусе сирийцев ведутся ремонтные работы. И это тоже им плохо: царит беспорядок, а вода в кране мутная. Перечисляет она и другие проблемы:
Постельное белье нечистое, на подушках и матрасах видны пятна. Завтрак состоит из неаппетитных яиц, на обед – суп сопливой консистенции, а на ужин — каша. Как-то попался жучок.
Отметим, что беженцы обеспечены всем за счёт бюджета РФ и регионов, из нашего с вами кармана. Но жалуются на некурортные условия в санатории.
Работать уборщицей за 60 тысяч? Ну уж нет!
И всё же жалобы были удовлетворены. Через неделю Ирину с сыновьями переселили в основной корпус. Но и там, по её словам, ничуть не лучше. Однако, больше её заботят перспективы: как зарабатывать себе на более достойную жизнь.

По словам Ирины, им предлагают очень маленькие зарплаты. Ей хотели дать работу уборщицы с оплатой труда около 50–60 тысяч рублей в месяц. Не понравилось:
Большинство из нас — образованные люди: военные, инженеры, врачи!
Ирина настаивает на возвращении в Екатеринбург, где возможностей больше и, жалуется на нацизм (ох, где-то мы это уже слышали):
В маленьком городке мы сталкиваемся с предвзятым отношением, грубостью и национализмом. Мы не знаем, что мы такого сделали, что нас увезли в глушь на болото.
По словам семьи, выйти на диалог с руководством санатория им не удалось. Когда беженцы пытались пообщаться с директором учреждения, туда вызвали наряд полиции.
Директор санатория говорит, что мы должны быть благодарны за то, что остались живы, за крышу над головой и питание. Мы выражали признательность за помощь и спасение. Но зачем постоянно напоминать об этом? У нас нет возможности вернуться домой, там нас просто убьют,
— добавила мать семейства.

Курс на Москву
Эти люди уже какое время здесь находятся! Могут с акцентом сказать "Здравствуйте" и больше русских слов не знают. На что они жалуются? Мы пьём воду из-под крана и не жалуемся, а им и привозят бутилированную!
— ворчит охранник, указывая пальцем.
Отметим, что учреждение продолжает работать как санаторий. Тут отдыхают и получают лечение жители Свердловской области. В основном пожилые люди по специальным программам. Но есть и те, кто приезжают за свои деньги. А кому-то вот бесплатно — и плохо.
Вы думаете, откуда у них эти жалобы? Просто они стремятся в Москву,
— считает представитель администрации.

Беженцы же продолжают бить в набат. Они уже обращались к уполномоченному по правам человека. Министерство соцполитики региона стоит на своём:
В пункте временного размещения созданы благоприятные условия для проживания, организовано трехразовое горячее питание.
Также власти добавили, что сейчас решается вопрос об обучении сирийцев русскому языку, а по поводу работы их консультируют в пунктах временного размещения. Но оценят ли беженцы эту помощь? Им бы сразу в столицу, а не вот это вот всё.
Удивительное дело: обеспечиваешь мигрантов крышей над головой (вплоть до жилищных сертификатов), работой, бесплатной едой, образованием и медициной... Но всё равно для некоторых из них мы "насисты".
------------------------
Свежие комментарии