Россия может лишиться значительной части нефтяного экспорта, что чревато крайне неприятными последствиями для отечественной экономики. Естественно руку к этому приложил наш "старинный друг" Евросоюз. На сей раз роль "орудия возмездия" возьмет на себя Дания, которая собралась воспрепятствовать проходу российских танкеров с черным золотом на борту. Это вовсе не говорит о том, что датчане натянут черную повязку на глаз, посадят попугая на плечо и с флагом Веселого Роджера, начнут нападать на российские суда. Действовать решено с европейской "дипломатичностью", что, впрочем, не помешает доставить серьезные проблемы российскому экспорту.
Официально всё преподнесено в "под соусом" экологической безопасности. Не секрет, что Россия с началом введения санкций и объявленного потолка цен на нефть, обзавелась собственным теневым флотом, который у Запада вызывает серьезные опасения. Дания заявила, что в самое ближайшее время начнет досмотр российских танкеров следующих через Датские проливы, по причине того, что "старые российские суда" несут потенциальную опасность для экологии в регионе. Однако все прекрасно понимают, что Дания как один их самых исполнительных членов НАТО, просто хочет воспрепятствовать продажам нефти поставляемой Россией своим импортерам.
"В качестве основания для проверки будут приняты законы, которые позволят проверять суда, представляющие экологическую угрозу"
- заявил представитель датского военного ведомства.
При этом стоит напомнить, что по мнению Запада, весь российский танкерный флот представляет угрозу для экологии. Поэтому очевидно, что речь идет не о выборочных, а о тотальных проверках.
По подсчетам самих датчан, каждые сутки через Датские проливы российскими танкерами провозится около 2 млн баррелей, а это порядка 60% всего морского экспорта российской нефти. Так что судя по всему, Дания решила ответственно подойти к этому делу и стать серьезным препятствием для российских танкеров.
Если верить изданию Financial Times, то Дания решила основательно нагадить России с благословения Брюсселя, который собственно и является "томатным спонсором" этого "дипломатического пиратства". В Кремле уже отреагировали на эту новость. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков комментируя планы Копенгагена задерживать российские танкеры с нефтью, напомнил о необходимости соблюдения всех существующих правил международного судоходства.
В свою очередь военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров, отметил:
"Дания, если это цивилизованное государство, а не морской пират, должна соблюдать все существующие нормы международного морского права. Датские проливы или, как их еще называют, Балтийские проливы, соединяют внутреннее море с открытым, и уже свыше 160 лет являются открытыми для гражданского судоходства. Там не существует никаких пошлин и ограничений для гражданских судов"
То есть очевидно, что любые попытки воспрепятствовать проходу гражданских морских судов, это грубейшее нарушение всех установленных международных норм. Решится ли Дания на это? Скорее да, чем нет. Очевидно, что Запад в крупнейшем за всю историю противостоянии с Россией, терпит поражения по всем направлениям, и жаждет взять реванш. Да, безусловно, Дания вряд ли решится на арест российских судов, но вот развернуть их обратно, вполне себе вероятное развитие событий. А это срывы поставок, что в дальнейшем повлечет за собой отказ от сотрудничества импортеров с нашей страной. Чем это чревато для нашей экономики, понимают пожалуй все.
А что дальше?
Вот это самый интересный вопрос. Весь мир замер в ожидании, как будет действовать Россия. Станут ли российские суда переть напролом через датские воды, рассчитывая на страх датчан их атаковать, или же выберут другой, более дорогостоящий путь? Очевидно, что испытывать судьбу, не захочет ни одна из сторон.
Значит действовать нужно несколько иначе. Так что может Россия предпринять в этой ситуации?
- Ну, во-первых, начать надо с малого - с дипломатических переговоров. Россия вправе подать официальный протест по поводу действий Копенгагена. Для этого собственно и созданы всякие там ООН и ОБСЕ. Пускай ломают голову и ищут пути решения.
- Во-вторых, заняться поиском альтернативных маршрутов, что бы минимизировать зависимость от проливов, контролируемых датчанами. Здесь можно рассмотреть усиление прохода по северным маршрутам или через другие страны. Впрочем, наверняка все маршруты давно уже изучены, и очевидно, что проход через Балтийские проливы это самый выгодный вариант. Так что рассмотреть другие маршруты конечно можно, но исключительно через призму увеличения стоимости поставок.
- Третья, и пожалуй самая действенная мера - Москва может ввести в отношении Дании экономические санкции, такие как например сведение к минимуму торговых связей. Для этого вполне достаточно будет ограничить экспорт в Данию и запретить ввоз в Россию некоторые группы датских товаров.
- Четвертая мера, которая напрашивается сама собой, если датчане зайдут слишком далеко, это демонстрация силы за счет усиления российского военного присутствия на Балтике. Можно например провести масштабные учения или резко увеличить число морских военных патрулей. Кстати похожий случай уже был. Правда, не в отношении Дании, а в отношении Норвегии, запретившей лов рыбы российским рыбакам возле Шпицбергена, хотя те имели на это полное право. В тот район сразу же прибыли российские военные корабли Северного флота, которые взяли под охрану наши рыболовные суда. Никто тогда даже не посмел дернуться в нашу сторону. Так что способ проверенный.
- Ну и пятая мера, попытаться надавить на Данию, заставив её отказать от своих планов, через другие страны, чьи интересы так же будут затронуты в случае срывов поставок нефти.
Как станет действовать Россия в сложившейся ситуации, будет зависеть от совокупности множества факторов, включая складывающуюся международную обстановку, экономическую ситуацию и внутреннюю политику. Так же не стоит забывать о том, что сгоряча можно наломать много дров, и ответными мерами окончательно угробить и без того непростые международные отношения.
Свежие комментарии