Российская оккупация Крыма - исключительно серьезный вызов для Обамы, несравнимый даже с другими международными кризисами, - полагаетThe New York Times. Хватит ли у Обамы жесткости, чтобы принять вызов "отставного полковника КГБ"? - вопрошает журналист Питер Бейкер.
"Задача нелегкая. В воскресенье канцлер Меркель сказала Обаме по телефону, что после разговора с Путиным засомневалась, что он поддерживает контакт с реальностью", - утверждает газета, ссылаясь на "источники, информированные о звонке".
По словам источников, Меркель употребила выражение: "В другом мире".Если говорить о позиции американских политических сил, то этот кризис принципиально отличается от других, которые случились в президентство Обамы, пишет Бейкер. "По вопросам о Сирии, Иране, Ливии и Египте политические фракции в Вашингтоне не меньше, чем президент, колебались, размышляя о правильном соотношении твердости с гибкостью. Но, когда старый противник, имеющий ядерное оружие, возвращается к манерам холодной войны, последствия кажутся более масштабными, вызовы - более сложными, а голоса - более единодушными", - поясняет автор.
Обама считал, что его миссия - прекратить участие США в войнах в Ираке и Афганистане и не ввязываться в новые войны.
Однако в последние недели стало очевидно, что влияние Обамы небезгранично (Сирия форсирует войну с повстанцами, Афганистан не хочет разрешать дальнейшее пребывание американских войск). Теперь же крымский кризис стал для Обамы "экзистенциальной угрозой" наподобие тех, с какими 40 лет сталкивались его предшественники. "Это геополитическая схватка посреди Европы", - говорится в статье. Вначале пророссийское правительство в Киеве не послушалось предостережений Обамы насчет стрельбы по протестующим. Теперь же Путин "проигнорировал предупреждения Обамы, что не следует соваться на Украину".
Обаму застали врасплох, теперь он вынужден догонять. По мнению газеты, Путин "фактически отделил" Крым от остальной Украины.
Автор статьи останавливается на советах, звучащих в Вашингтоне: "Ни один значимый политический лидер не призвал к военным ответным мерам, но многие высказали пожелание, чтобы Обама зашел дальше, чем на данный момент". Сенатор Боб Коркер уже разработал формулировки для потенциального двухпартийного постановления Конгресса о санкциях против России и экономической поддержке Украины.
Тем временем Обама в воскресенье поговорил с Меркель, а также лидерами Великобритании и Польши, и добился согласия всех стран G-8 приостановить подготовку к саммиту в Сочи и изыскать способы для поддержки украинского правительства, чье экономическое положение весьма шатко.
И все же Обама предложил России выход, который помог бы ей сохранить лицо, сообщает газета. "Он предложил, чтобы европейские наблюдатели заняли место российских сил в Крыму с целью защиты от предполагаемых угроз русскоязычному населению, на которые Кремль ссылается как на оправдание своего вмешательства", - говорится в статье.
Помощники Обамы сообщили, что не видят доказательств подобных угроз и считают предлог надуманным. По их словам, они хотели разоблачить блеф Путина. "В кулуарах они сказали, что не ожидали согласия Путина на это предложение, а также признали, что Обама вряд ли может обратить оккупацию Крыма вспять в краткосрочной перспективе. Они сосредоточены на блокировании любых дальнейших шагов России вглубь Восточной Украины - шагов, которые могут расколоть страну надвое", - сообщает корреспондент.
Некоторые эксперты советуют Обаме игнорировать тех, кто призывает к суровой реакции. Эндрю Вейсс считает, что дело администрации Обамы - попытаться удержать Россию и Украину от открытой войны. "Если мы будем просто говорить о том, какие мы жесткие, мы завоюем какие-то очки, но проиграем войну", - пояснил он.
Тем временем американские критики обвиняют Обаму в излишней пассивности: дескать, после истории с несостоявшимся вмешательством в Сирии Путин счел его слабым.
Помощники Обамы возражают: президент США с самого начала трезво оценивал возможности и пределы сотрудничества с Путиным. "Они также отметили, что ни репутация "крутого парня", которую имел Буш, ни его флирт с Путиным не помешали России в 2008 году воевать с Грузией", - передает журналист.
Перевод InoPressa
Свежие комментарии