Министр обороны России поехал в Латинскую Америку обострять отношения с Европой и США
В среду, когда в Минске будет обсуждаться мирное урегулирование в Донбассе, министр обороны России Сергей Шойгу прибывает в Венесуэлу. По данным пресс-службыМинобороны, в ходе визита глава российского оборонного ведомства проведет переговоры со своим венесуэльским коллегой и президентом республики Николасом Мадуро. Эксперты расходятся в оценке того, сможет ли Шойгу усилить российское присутствие в регионе.
«В ходе встреч стороны обсудят актуальные вопросы военного и военно-технического сотрудничества двух стран, а также обменяются мнениями по ключевым проблемам глобальной и региональной безопасности», — отмечается в сообщении пресс-службы Минобороны.
В этом же сообщении анонсирован визит Шойгу на Кубу и в Никарагуа, однако подробности не сообщаются.
По словам президента Международного центра геополитического анализа, экс-начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России Леонида Ивашова, визит Шойгу в Латинскую Америку осуществляется в рамках так называемого неядерного сдерживания, прописанного в военной доктрине России, и должен продемонстрировать Вашингтону возможность присутствия группировки российских военных сил у берегов США.
«Это ответный ход на их действия по отношению к нам, приближения к нашим границам — они развернули шесть оперативных штабов, в том числе четыре на нашей границе. Главная цель визита Шойгу — показать, что раз вы так делаете, мы вашу территорию тоже будем держать под прицелом.
Это, по сути, реализация неядерного фактора сдерживания, который прописан в военной доктрине от 26 декабря 2014 года. Какие средства там будут развернуты — будут ли туда заходить корабли, или садиться самолеты, или стоять радиотехнические средства — это уже предмет договоренностей», — пояснил Ивашов.
При этом он полагает, что прямой связи с украинскими событиями у этой поездки нет.
«Если посмотреть на географию его визитов, можно понять, что сейчас формируется новая модель безопасности»,
— отметил Ивашов.
Он напомнил, что среди стран Латинской Америки наиболее тесное сотрудничество в военно-техническом плане у России с Венесуэлой и Кубой, но отметил, что оно будет развиваться и с другими странами региона по мере успехов БРИКС.
«Когда на фоне развития БРИКС будет меняться ситуация в Латинской Америке, наше присутствие в этом регионе и наше военное сотрудничество с его странами будет расширяться», — отметил Ивашов.
По его словам, очень серьезные перспективы у сотрудничества с Никарагуа, которое строит через свою территорию судоходный канал между Тихим и Атлантическим океанами. Фактически он устраняет монополию США, контролирующих Панамский канал, и создает альтернативный маршрут движения торговых и военных кораблей между двумя океанами.
«Там есть договоренности, что Китай берет на себя техническую часть, а мы обеспечиваем охрану. Понятно, что американцы очень недовольны этим проектом, поэтому будут строить всякие козни. Поэтому одна из задач в поездке Шойгу — обеспечить решение этого вопроса», — отметил Ивашов.
В свою очередь, президент Института стратегических оценок Александр Коновалов не видит практического смысла в латиноамериканском турне Шойгу.
«Создать какую-то серьезную угрозу, которая бы напоминала о Карибском кризисе, там не получится. Это больше перевод денег и скорее демонстративная мера, чем практическая. На Кубе мы, помнится, пытались восстановить (советскую военную базу) Лурдас, и ничего не вышло. Поэтому организовывать там какие-то стационарные точки не очень продуктивно», — отметил Коновалов.
При этом он подчеркнул, что Шойгу вряд ли сможет достигнуть серьезных стратегических договоренностей, поскольку не является профессиональным дипломатом.
«Антиамериканские настроения в этих странах довольно сильны. И попытаться как-то воспользоваться ими к своей выгоде можно. Но Шойгу по своей природе не дипломат и не переговорщик. Я не думаю, что стараниями Шойгу мы сможем получить физическое присутствие в этой части земного шара. Но Америке, конечно, придется зафиксировать факт этого визита на подкорке. Не то что это их «отрезвит» — слишком сильно сказано, это скорее «беспокоящий огонь» — есть такой термин у военных, обозначающий стрельбу не на поражение, а чтобы «карась не дремал», — пояснил эксперт.
Свежие комментарии