На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темы дня

125 752 подписчика

Свежие комментарии

  • виталик суровенков
    Трусы ублюдки как толпой нападать так они герои ублюдки мустурбекские"Семья абу-бандит...
  • Светлана Коваленкова
    Давно пора отправить дикарей на их родину! Пусть живут в своем зоопарке! Когда решат вопрос, писанину надоело читать!"Семья абу-бандит...
  • Gerbera Gerberova
    Он живут в другом мире.Вспоминают тогда, когда придумают закон,как выбрать больше денег.Так это вот одно из их творче..."Семья абу-бандит...

"Домой не вернусь. Сожгите дневник..."

 

Клавдия Ковалева: "Домой не вернусь. Сожгите дневник..." Молодая гвардия, Герои, Длиннопост, Великая Отечественная война

Клавдия Ковалева

Клавдия Петровна Ковалева родилась 15 апреля 1925 г. в селе Новоалександровка Краснодонского района Ворошиловградской (ныне Луганской) области. Отец, Петр Васильевич, служащий, мать, Ефросинья Александровна, занималась домохозяйством. В семье было трое детей, Клава - старшая.

 

Росла девочка в семье, где долг и честь были превыше всего. Примером во всем для нее был горячо любимый отец. С малых лет Петр Васильевич прививал своим детям навыки к труду, уважение к людям, честность и справедливость. Он много читал, приучал к этому дочь.

 

Учиться Клава начала в 1933 г. в Новоалександровской школе. В 1935 г. Ковалевы переезжают в город Краснодон, где она продолжала учебу в начальной школе, затем в средней школе № 1 имени А.М. Горького, а в 1938 г. перешла в только что открывшуюся школу № 4 имени К.Е. Ворошилова. Она играла в струнном оркестре, не прочь была потанцевать, а то и сыграть одну из ролей в драмкружке.

 

Накануне Великой Отечественной войны Клава окончила 8 классов. В 1941 г. пришлось расстаться со своей родной школой: в ней разместился госпиталь. Ученики сюда приходили для того, чтобы помочь раненым. А заниматься стали в школе № 1 имени А.М. Горького.

 

Не завершив учебы в девятом классе, Клава устроилась работать телефонисткой в пожарной охране № 1 города Краснодона. Работала хорошо, была дисциплинированной и исполнительной. Там ее приняли в ряды ВЛКСМ.

 

Была у Клавы и любовь. Вот что вспоминала Ефросинья Александровна: «Она его любила, Ваню-то (Земнухова), хотя мне не признавалась. Так оно и без слов все было видно. Он к нам в деревню, бывало, несколько раз прибегал. Золотой был хлопчик».

 

Накануне оккупации Краснодона, 16 июля 1942 г. Клава с отцом эвакуировались в глубь страны. Но при переправе через Дон, в силу сильной бомбардировки, она потеряла отца (Петр Васильевич так и не вернулся домой) и попала в окружение немецких войск.

 

2 августа Клава вернулась в Новоалександровку, так как Ефросинья Александровна с детьми переехала из Краснодона.

 

Когда вражеская авиация бомбила станции Верхне-Дуванную и Изварино, туда выезжала и Клава. Маленькая, быстрая, с сильными руками, она была повсюду: и там, где нужно было тушить горящие вагоны и склады, и там, где нужно было оказать медицинскую помощь. По заданию штаба организации она распространяла листовки, создала боевую группу в Новоалександровке.

 

Двоюродная сестра Клавы Надежда Михайловна Крючеткова рассказывала: «В Новоалександровке стали говорить о подпольщиках, появились листовки. Я догадывалась, что Клава имеет отношение к этим листовкам, и однажды спросила: «Не страшно тебе?» Она обняла меня крепко за плечи и сказала: «Не волнуйся, милая сестричка за меня, не волнуйся. Наши скоро придут».

 

Клаву арестовали 5 января 1943 г. Вот что вспоминала Ефросинья Александровна: «В тот день, помню, она места себе не находила. Видно, знала уже, что Ваню и других ребят арестовали.

 

- Мама, сил нет, как душа болит. Давай достанем мое платье, туфли. Пойду к Наде схожу, повеселюсь.

 

А одежда у нас была на огороде закопана. Делать нечего, беру лопату, иду на огород. Она за мной.

 

Принарядилась моя доченька, ушла к Наде Крючетковой, она через дорогу жила. И часу не минуло, вваливаются полицаи:

 

- Где дочка?

 

И как только у меня язык повернулся сказать где. Надя потом вспоминала:

 

- Они приходят, а Клава как раз поет песню про Катюшу. Голос у нее был - заслушаешься. Так и увели ее по снегу, по морозу - в туфельках.

 

Прихожу в город, а у полиции собрались все краснодонские матери. Передала Клаве узелок, а саму ее так и не увидела - забор высокий, окна закрыты. Знай полицаи туда-сюда шастают, орут на нас:

 

- Уходите от ворот, покуда целы. А то повесим вместе с вашими сталинскими щенками!

 

Смотрим, идет старичок. Он у них то ли сторожем, то ли конюхом работал. Мы к нему:

 

- Ну как они там? Что эти ироды с ними делают?

 

Старичок отвечает, а у самого слезы на глазах:

 

- Бьют, проклятые барбосы, так бьют - кровью подтекают наши дети.

 

Из тюрьмы Клаве удалось передать записку: «Дорогая мамочка! Если папа будет жив, то пусть отомстит Приходько Роману и Буханову Порфиру под лозунгом: «Кровь - за кровь, жизнь - за жизнь». Домой не вернусь. Сожгите дневник».

 

16 января Клава Ковалева была сброшена в шахту живьем. Из шурфа зловещей ямы была извлечена опухшей, отрезана правая грудь, ступни ног были сожжены, отрезана левая рука, голова завязана платком, на теле видны следы побоев. Найдена в десяти метрах от ствола, между вагонетками.

 

Клавдия Петровна Ковалева награждена медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени.

Картина дня

наверх