Где-то пару лет тому назад, на четвёртом году своей жизни в России, я впервые обратила внимание на то, что некоторые до сих пор ещё сохраняют советский обычай - ходить на Пасху на кладбище. Это меня немного удивило - даже на Украине это уже давно перестали делать.
По сему случаю давайте проведём небольшой ликбез на уровне церковно-приходской школы.
Братия и сёстры. Батюшки уже около тридцати лет рассказывают и растолковывают, что на Пасху идти на кладбище не стоит. Разумеется, никто не запрещает это делать но Пасха - это праздник радости, а не скорби, и символ победы жизни над смертью. Поэтому в этот день не скорбят и не поминают умерших, а радуются, славят Воскресшего Христа и восклицают: «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа?»
Кстати, посещать кладбище не рекомендуется не только на Пасху, но и в другие большие праздники - Троицу и Рождество.
Поминовение усопших совершается в Радоницу (Радуницу) - девятый день после после Пасхи, то есть во вторник после Фомина воскресенья. В этом году Радоница выпадает на 11 мая.
В Малороссии Радоница называется проводы или гробки, и отмечается на разных кладбищах в разные дни – например, на одном из самых больших киевских кладбищ, Лесном, "гробки" проходят в Фомино воскресенье; на дарницком кладбище - в понедельник после Фомина воскресенья; на других - как и положено, во вторник. Впрочем, это было небольшое лирическое отступление с малороссийским колоритом. Вернёмся к нашей теме.
Также поминовение усопших совершается в родительские субботы - мясопустную субботу, родительские субботы в Великий Пост, Троицкую субботу, Дмитриевскую субботу.
Кстати о родительских субботах. Не забывайте, что поминовение умерших - это не устроить пикничок на кладбище, а прийти в церковь, заказать панихиду по усопшему, подать записку о поминовении за упокой, поставить свечку.
Всё это хорошо, скажете вы, но почему же тогда некоторые до сих пор ходят на кладбище на Пасху? Спрашивали - отвечаем: этот обычай, своего рода суррогат и язычество, появился в советские времена. Тогда храмов было мало, а посещение их хоть и не запрещалось, но и не приветствовалось. Однако люди, даже не ходившие в церковь, всё равно пекли куличи, красили яйца и пытались праздновать Пасху. Не зная точно, как это делать, но понимая, что празднование Пасхи должно как-то отличаться обычного светского праздника типа первомая, они придумали себе вот такой суррогат - прийти на кладбище, оставить на могилке куличики и яйца, выпить, и так далее. А если власть будет недовольна, всегда можно сделать круглые глаза и сказать: «А что такое, мы же не в церкви. Разве у нас запрещено посещать могилы близких?»
Однако теперь, когда, Слава Богу, храмы у нас вновь открыты, с советским суррогатом посещения кладбища на Пасху, давно пора распрощаться. Ну вот как-то так.
PS. Когда я пару лет тому назад опубликовала этот постик в своей уютной ЖеЖешечке, один гражданин написал мне такой комментарий: "Совок ни при чем, в русском православии сформировалось устойчивое отношение к мертвым, как к живым. Люди постоянно ходят и делятся радостью или печалями, в том числе и по большим церковным праздникам, одно другому не мешает. У нас никто не устраивает и не устраивал пиршеств на могилах, просто приходят поделиться радостью Пасхи с любимыми и оставляют яйца/конфеты, и стопарики/четвертинки (их потом собирают бомжи)".
С этим мнением частично можно согласиться - для Бога мёртвых нет. Но я всё же думаю, что лучше делить радость Пасхи с предками всё же на Радоницу.
SANDRA_NIKA
Свежие комментарии