На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темы дня

125 723 подписчика

Свежие комментарии

  • Геннадий
    ...ну и что вам Ваше Преподобие так не по нраву?!«Убили и убили, а...
  • Сергей Потемкин
    Санька ! Ты чего опять про отсосы какие-то. У тебя мания что ли ? Всё сводишь к отсосам. Это тебя отчим так построил,...Указам Путина объ...
  • Геннадий
    ...для начала фашиствующих евреев переселить в благодатные районы Сахары!  ...и переселять строго так, как они, суки,...«Убили и убили, а...

Вспомним: Армения не признала Нагорный Карабах. Армения не воевала за Нагорный Карабах

Арцах - сердце Армении?

Волнения и беспорядки в Армении после сдачи Арцаха понятны. Люди испытывают боль, чувствуют себя обманутыми и униженными. Сложно описать весь комплекс переживаемых ими чувств и эмоций, которых, как и в любой неразрешимой исторической трагедии — много, а здравого смысла нет вовсе. И лишь заглядывая в прошлое, можно осознать всю тупиковость и бесконечную спираль данного конфликта.

Об Арцахе, как части Армении, упоминается еще в 64 г. до н.э. у Страбона, об этом же писали и Плиний-старший, и Птолемей, и Плутарх, и Дион Кассий, и многие другие. А вот тюркские народы пришли на Южный Кавказ гораздо позднее. И местность получила название Карабах в 15 веке, как результат завоевания Закавказья монголо-татарами.

Понятно, что взращивать добрососедские отношения с завоевателями вряд ли возможно, да и о комплиментарности народов забывать не стоит. Так что разного рода перипетии между соседями — армянами и кавказскими татарами (азербайджанцами) — случались с завидным постоянством.

Но Арцах ведь соседствовал и с другими странами, и частенько оказывался завоеванным, а коренное население — армяне — становились подданными других государств. Когда-то это заканчивалось тем, что армянское население сокращалось больше чем наполовину, когда-то — напротив, становилось почти стопроцентным.

С 15 века, Карабах, как автономия, вошел в состав Персидского царства и стал камнем преткновения для Османской империи, поскольку стоял заслоном от их вторжения в регион. Правители Карабаха — мелики — вели активную дипломатическую работу и с Российской империей, и с христианским Западом. Вам это ничего не напоминает?

Целью дипломатии было стремление получить помощь в борьбе с османами.

Напомню, что в 19 веке Карабах входил в состав Персии. А в 1813 году победой России закончилась Персидская война, и по ее итогам Персия передала России практически все Восточное Закавказье. Так Карабах стал частью Российской империи в составе Елизаветпольской губернии.

Сердце Карабаха — город-крепость Шуши.

В период Российского владычества Шуши возродился. Строительство храмов, восстановление армянских кварталов, взлет экономики, образования, науки, культуры — все это стало возможным благодаря России. Расцвет Шуши повлек за собой и расцвет Карабаха. И так продолжалось вплоть до 1918 года.

С приходом советской власти Карабах, де-факто, обрел независимость и с правовой точки зрения ничем не отличался от Армении и Азербайджана. Тогда еще не советских.

В марте 1920 года турки и азербайджанцы устроили резню армян и сожгли, разрушили до основания Шуши. Погибли десятки тысяч человек, а такое не забывается. Вот и для армян забыть резню оказалось невозможным.

Осенью этого же года Ревком Азербайджана своим заявлением признал территории Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевани неотъемлемой частью Советской Армении. Более того — декларацией от 12 июня 1921 г. Национальный совет Азербайджанской ССР провозгласил Нагорный Карабах неотъемлемой частью Армянской ССР.

Но! Уже 5 июля данное решение было пересмотрено и Нагорный Карабах, в статусе автономной области, был передан под юрисдикцию Азербайджана. Почему, отчего, в связи с чем и какими доводами руководствовались, принимая подобное решение – можно лишь догадываться.

Но это оказалось той поворотной точкой в истории народов, после которой война стала лишь вопросом времени.

Руководство Армянской ССР неоднократно выносило вопрос о передаче Карабаха под свою юрисдикцию, но вплоть до развала СССР данная ситуация так и не была разрешена. Более того, государственная власть, в лице Горбачева, увлекшись перестройкой, решила, что национальную политику на просторах страны проводить не стоит: не маленькие, сами разберутся.

И разбирались.

Надо сказать, что как раз в СССР с национальным вопросом все было хорошо. Решения принимались мгновенные и жесткие. Да, это было подавление.

Это как преднапряженная строительная конструкция, которая может работать только под нагрузкой. Стоит нагрузку уменьшить и несущая конструкция разрушится. Рухнет все здание. Именно это и произошло в 1988 году, когда слабость Союза стала нарастать.

Ощутив беспомощность центра, Армения приняла решение о принятии Карабаха в состав республики. Федеральный центр – Москва и республика Азербайджан были против. В Карабахе вспыхнули протесты, Азербайджан ответил жестко, и… началась война, причем такая, которую не смогло остановить даже чудовищное Спитакское землетрясение.

Стихия оказалась бессильна перед взаимной исторической ненавистью.

Противоречия на национальной почве между армянами и азербайджанцами были всегда. Традиции, ментальность, культура, религия — все разное. Ужиться, притереться друг к другу, оказалось практически невозможным, а армянские и азербайджанские историки, рассматривавшие историю Арцаха в пользу своих народов для легитимизации прав на него, лишь разжигали тлеющий костёр. И когда он вспыхнул, когда начали рваться снаряды, уничтожаться жилища и гибнуть люди, взывать к здравому смыслу оказалось бесполезно. В такой ситуации весь здравый смысл направлен на выживание или месть. И дело тут не в «горячей крови» кавказцев. Так на войну реагирует любой человек.

Выжить и отомстить...

Вот это и произошло в 1988 году и длилось вплоть до 1994, когда между провозглашенной Нагорно-Карабахской республикой и Азербайджаном был подписан бессрочный договор о прекращении огня. Армения тоже принимала участие в подписании договора, но хочу особо подчеркнуть тот факт, что все эти годы война шла между НКР и Азербайджаном. За шесть лет военных действий крохотный Карабах (кстати — президентская республика) смог отбить у Азербайджана довольно приличный кусок территорий. Крохотный, никем не признанный Карабах, с крохотной армией… Не Армения, а Карабах.

Сегодня Армения провозгласила Карабах своим сердцем. А так ли это?

Я вот чего понять не могу: примеров «западного демократического вектора развития» перед глазами масса. Вспомним, что потеряла Россия, провозгласив перестройку и демократию. Это ведь не только бывшие советские республики — вся Восточная Европа оказалась потеряна. Молдавия лишилась Приднестровья, Грузия — Абхазии и Южной Осетии, Украина — Крыма, ЛДНР…

Чего лишилась Армения? Арцаха, который с 15 века был заслоном от османов. Кто-то сознает, каковы были воинские традиции горстки народа, который почти пять веков противостоял янычарам?

Да, основное население Карабаха — армяне. И что? Что Армения за эти четверть века сделала для того, чтобы защитить своих единоплеменников, для территории, которую назвала своим сердцем?

Азербайджан за это время укрепил экономику, модернизировал армию, создал прочные экономические, культурные, научные связи с Турцией, укрепил отношения с Россией, вел грамотную внешнюю политику с множеством стран.

А Армения даже не удосужилась признать независимость Карабаха.

С момента своего образования, советская республика Армения постоянно и неуклонно развивалась — и экономически, и культурно, и научно. Сколько промышленных предприятий было построено, сколько научных открытий сделано, какой вклад в культуру внесен… Помните те армянские мультики, на которых выросло мое поколение? Где все это, куда делось?

Почему умный, высококультурный, честный и искренний народ позволил заманить себя в ловушку «демократии»? Ведь те же украинские события развивались на ваших глазах. Неужели армяне не видели, что идут по украинскому пути?

Волнение и беспорядки в Армении после сдачи Карабаха понятны, и сложно описать этот комплекс чувств и эмоций. Но я подозреваю, что о жертвах говорить бесполезно. Сегодня, чтобы пронять кого-то до глубины души, надо назвать сумму, в которую они обошлись. Деньги и амбиции — вот довод, который заставляет сердца сжиматься от скорби утраты.

Цинично?

Да нисколько.

Будь подобные рассуждения циничными, в Армении никогда бы не прошла бархатная революция, и Пашинян никогда бы не занял пост руководителя страны.

Кто-то еще не сознает, что навязчивый рефрен про коррупцию и воровство высшими чиновниками давным-давно превратился в повод для переворотов. И это даже не с Януковича пошло.

Арцах — древняя земля, сердце Армении. Без него Армении не быть… так?

Но когда армяне размахивали флагами в 2018 году, они про Арцах — сердце Армении — помнили? Или воспылав национальной гордостью, предвкушали, как благодарный дедушка Сорос щедрою рукой откромсает им по ломтю от Турции и Грузии? А на юге России расцвела бы армянская автономия.

Ещё тогда, в 2018 году, они мечтали об этом. И без устали кричали на площадях про русских оккупантов. А два года спустя об этом уже говорилось по национальному телевидению. И народ убеждался в том, что вот тогда-то Армения расцветет. Вот только выгонит русские базы…

За два года, в обновленной Пашиняном Армении, произошел такой переворот в головах жителей республики, что они забыли про все. И про то, что Турция — это острие НАТОвского оружия, и никто не позволит ее трогать, пока она выполняет порученную ей работу: пестует исламских террористов. И про то, что Грузию тоже никто не даст трогать — она плацдарм для наступления на Северный Кавказ и расходная боевая сила. Азербайджан, который крепко-накрепко привязан к Турции экономическими, научными, образовательными связями, никогда не пойдет на то, чтобы сдавать свои территории.

Почему здравый смысл не остановил просоровские митинги, почему Пашиняна выбрали премьер-министром?

Потому что там, где цветёт махровый местечковый национализм, уже нет места здравому смыслу.

Армения — это маленькая страна, окруженная, мягко говоря, очень недружелюбными соседями. Почему этот фактор не сыграл решающей роли при выборе вектора развития? Почему все чаще стали слышны призывы о европейском пути, вхождении в НАТО? Турция — член НАТО, но это ни о чем не говорило армянам.

Есть очевидные факты, и игнорировать их, по меньшей мере, глупо. Но в данном случае — это оказалось самоубийственным. Всегда и везде, все, что инициируется и финансируется Соросом, приводит только к одному — уничтожению.

Сорос — это убийца государств, расчленитель, и он сам этого никогда и ни от кого не скрывал. Каждый его проект заканчивается одним — ослаблением и развалом страны. Дальше тот же Сорос начинает торговаться с транснациональными корпорациями за каждый вырезанный им кусочек. Вот, например, кусочек «Украина» — продан кому-то вроде известной Монсанто: транснациональному монстру, создающему генномодифицированные продукты питания. Как только вышел закон, разрешающий покупку земли, судьба Украины оказалась предрешена – стать европейскими сельхозугодиями.

Каждой стране в планах Сороса&Ко отведена определенная роль, и пока эта роль не исполнена до конца, угрозы существованию нет.

Я уже говорила, но повторюсь: Турция — это основа (базис) радикального исламизма. Эрдоган горяч, амбициозен и легко управляем. Он давно был готов к тому, чтобы проповедовать ислам оружием. Сам он – вернее, Турция — вмешиваться в военные конфликты будет минимально. Но оказать поддержку мусульманским странам, создавать в них свои прокси — это всегда пожалуйста. И сейчас мы видим подтверждение этому. Турция помогла Азербайджану решить военным путем территориальные проблемы, а теперь обсуждает с Пакистаном возможность проведения таких же мероприятий в Кашмире.

Наднациональный, надгосударственный Запад создает из Турции базу для наступления на непокоренные, нерасчлененные, пока ещё, государства. Какие-то за ненадобностью будут уничтожены, а какие-то будут приносить пользу. Пока Грузия нужна как плацдарм для наступления на Северный Кавказ — она будет существовать. Отпадет нужда, и вместе с ней исчезнет Грузия. А какая надобность в Армении, Карабахе? Кому нужен этот заслон от исламистов, если именно они и планируются применяться как ударная сила?

Ведь это очевидные истины — но почему они оказались забытыми в 2018 году?

Я не могу назвать, что именно, какой фактор послужил «выключателем» инстинкта самосохранения. Но то, что сегодня происходит в Армении — это движение в пропасть.

И прежде, чем был потерян Арцах, армянами было потеряно то, что и делало святую землю их сердцем и давало народу силу.

Вспомним: Армения не признала Нагорный Карабах. Армения не воевала за Нагорный Карабах. Армянские добровольцы — да, Армения — нет. И случилось то, что случилось — Карабах сдали. Азербайджан ликует, в Армении громят парламент, премьер-министр подсчитывает, чего погромщики у него украли: три портсигара, три магнитофона, куртка кожаная… три.

Армяне воюют с мебелью и обвиняют Россию в том, что она не защитила то, что они защищать не собирались. Партии в парламенте не могут собрать кворум, чтобы вынести вотум… даже это уже оказалось не по силам.

Так в чём же виновата Россия?

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх